Гимнастика для пальчиков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Гимнастика для пальчиков.

В последнее время все чаще обсуждается необходимость пальчиковых игр для гармоничного развития ребенка. Еще наши предки обращали вниманГимнастика для пальчиковие на то, как ребенок сжимает кулачки. Если большой палец малыша оказывался внутри кулака, считалось что у ребенка слабые мышцы рук. Тогда же и была придумана гимнастика для пальчиков. Недаром наши бабушки. когда пекли пироги не забывали давать детям кусочек теста — прекрасного материала для развития детской моторики.

Что представляет собой гимнастика для пальчиков?

Если говорить просто — это пассивные или активные движения пальцами рук. Целенаправленные упражнения улучшают работоспособность коры головного мозга и приводит в активность речевые центры.

Пассивная пальчиковая гимнастика применяется при работе с младенцами, а также с более взрослыми детьми в случаях. когда у них наблюдается скудность моторики ( плохо развита способность совершать манипуляции пальцами рук). в процессе таких занятий взрослый или педагог и ребенок выполняют движения вместе.

Активная пальчиковая гимнастика рассчитана на самостоятельное выполнение упражнений ребенком ( возможно, повторяя их вслед за взрослым).

Правила проведения занятий:

  1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковая.
  2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если ее проведение будет регулярным (желательно ежедневным).
  3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление , то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение ( например, свободно потрясти кистями рук).
рассказать друзьям и получить подарок

Плюсы пальчиковой гимнастики:

  • Позволяет развить осязание: малыши познают на чувственном уровне форму и величину предметов, а также из какого материала они сделаны.
  • Развивает координацию движений и чувство ритма, внимательность, усидчивость и способность сосредотачиваться
  • Оттачивает аккуратность движений (мелкую моторику), что непосредственно влияет на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка.
  • В непринужденной, игровой форме развивает у малыша навыки самообслуживания, а также готовит руку к письму.
  • Вызывает положительные эмоции и позитивно влияет на отношения ребенка с близкими людьми.

Массаж

Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста. Поэтому. как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.

Упражнения пальчикового массажа:
  • Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.
  • Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик малыша.
  • Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.
  • Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.
  • Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

Упражнения с предметами

  • Сборка — разборка пирамидки.
  • Складывание одноразовых ( или любых небьющихся) стаканчиков один в другой.
  • Собирание и разбирание матрешки ( чем старше ребенок, тем больше матрешек).
  • Перекладывание фасоли ( гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также нравится мскать фигурки в тазике с крупой.
  • Проталкивание шариков разного размера в подходящие отверстия.
  • Проталкивание монеток разного размера в копилку.
  • Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.
  • Открывание и закрывание баночек ( например, из-под крема).
  • Застегивание и расстегивание крупной молнии . а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки. английские булавки.
  • Завязывание бантов, шнуровка обуви.
  • Игры с водой : в тазике с водой поймать мячики ( например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.
  • Рисование пальчиками, мелками.
  • Лепка из пластилина, теста, глины.

Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок

*     Вот кулак ( руководите ручкой крохи, поставьте кулачок на твердую поверхность — стол, пол. ваши коленки).

А вот ладошка ( расправьте ему ладошку).

 На ла-до-шку се-ла кош-ка ( проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке          пальчики, на слове «кошка» они «прыгают» на ладонь.

 И крадется потихоньку (3 раза) ( пальчики ребенка карабкаются по руке вверх).

 РАз! (пауза. ладошку ребенка спрячьте ему под мышку)

   В подмышку! (рука ребенка там же).

 Где же кошка? (разведите свои руки в стороны).

   В подмышке! ( малыш достает свою ручку и показывает пальчики).

 

*  Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки! (держите руки в замочке и наклоняйте его в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону)

 Вот они! ( 3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки! ( держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево)

  Вот так! ( 3 раза- на каждую фразу складывайте пальцы в замок)

 

*  Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап — кап — кап! ( указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. особенно эффективно и       весело это делать по воде)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап — кап — кап! ( теперь несильно постучите ладошками)

Си-и-ильный. си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (громко стучите ладошками)

Гром, гром, гром! (хлопайте ладошками)

 В небе молния кругом! ( поднимите руки вверх и потрясите ими)

 

* Была тишина — тссс, тишина — тссс, тишина -тссс. ( на каждое слово «тишина» прикладывайте указательный палец к губам и                говорите «тссс»)

  Вдруг силою ветра сменилась она — шшш ( поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом           «шшш»)

И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности)

Закапал, закапал, закапал по крыше ( слегка стучите ладошками)

Наверное сейчас барабанить он станет. ( сильнее постучите ладошками)

Уже барабанит, уже барабанит! ( сильно стучите ладошками)

 

* Шла лисичка по тропинке ( указательный и средний пальчики «идут» по поверхности)

И несла грибы в корзинке ( покажите «гриб», для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как                      шляпкой. На слове «корзинка» из ладошек сделайте пригоршню)

Пять опят ( покажите 5 пальцев правой руки)

 И пять лисичек ( рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки)

 Для лисят ( сожмите пальцы правой руки в кулачок)

 И для лисичек ( сожмите второй кулачок)

 

* Зайка прыгал, прыгал. прыгал , прыгал и устал. (попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки)

Хвостиком пошевелил ( заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой)

 Ушки вверх поднял ( обеими руками помашите над головой , изображая ушки зайки)

 

Театр теней для детей старшего дошкольного возраста

Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер.

Детям 5-6 лет для этих целей хорошо подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные 6 собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.д. Встаньте у освещенной стены так. чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук, и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы. Обратите внимание ребенка, как от движения одного пальца меняется тень.

Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление. наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке.

 

Занятия для пальчиков развлекут ребенка  в очереди на прием к врачу или во время длительных поездок в транспорте.
В результате таких игр развивается осязание и малыш учится понимать мир с помощью одних только кончиков пальцев.

Некоторые взрослые удивляются : почему такие простые ( на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений?

Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простая игра с произношением стишков выполняется с ошибками практически всеми ребятишками. А удивляться не стоит!

Дело в том. что для малыша любая деятельность — это настоящее исследование. Это нормально: если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем — значит, в данный момент он изучает ситуацию , наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением. Если малыш увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать, но и повторять за вами сами игровые упражнения.

Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2-3 года уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.

И еще несколько рекомендаций:

  1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.
  2. Темп при показе упражнений должен быть медленным 9 особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок.Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.
  3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.
  4. Любое из предложенных выше стихотворений и речовок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.
рассказать друзьям и получить подарок

 

 

Разобрались? Не забудьте рассказать друзьям!

Удачных занятий!

Оставляйте свои комментарии. Очень интересно.

Рубрика: игры с детьми  Метки:
Вы можете следить за всеми комментариями если подпишитесь на RSS 2.0 ленту. Вы можете оставить комментарий, или пинг с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие коды: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>